|
МОНИКА.
ИЛИ О СМЕШАННОЙ ТЕХНИКЕ
|
На первый взгляд - ничего нового. Однако известный прием, примененный
в особых условиях, становится новым. Перелом ситуации. Высокопоставленный
чиновник становится на мгновение поэтом. Техника орального контакта из
рутинного способа превращается в авангардный. Так одинокая рифма в безрифменном
стихотворении взрывает плавнотекущую поверхность, создает напряжение.
Происходит выброс энергии. Здесь! в этот момент! необходимо красивое голубое
платье. И оно есть! Роскошное пятно расплывается. Ткань не сразу впитывает
сугестивную сублимацию. Капли матовеют жемчужинами. Потому что лишь какой-то
процент женщин любит глотать теплое молоко с медом. И Моника не из их
числа. Она предпочитает смешанную технику. О "близости центров речи и
полового чувства", как об установленном физиологами факте Иннокентий Анненский
писал еще в 1909 году. П.А. Флоренский в работе 1920 года "Магичность
слова" подчеркивал: 'Таким образом, слово мы сопоставляем с семенем, словесность
с полом, говорение с мужским половым началом, а слушание - с женским,
действие на личность с процессом оплодотворения" и далее: "...Мочеполовой
системе органов и функций полюса нижнего в точности соответствует дыхательно-голосовая
система органов и функций полюса верхнего". В нашем случае мы видим буквальное
соединение верхнего и нижнего полюсов, семя буквально становится словом
- оно говорит. Но "нам не дано предугадать, чем слово наше отзовется".
Оставшись на ткани платья, семя заговорило. И после этого - следующие
строки Тютчева: "Но нам сочувствие дается, как нам дается благодать".
Сочувствие разворачивает сюжет в положительную сторону... Она. -Итак,
новое - это хорошо забытое старое и актуализированное? Он. - Да, именно
это мы хотим сказать, когда переходим к позе cancer'ом из позы лотоса.
Она. - Восточная традиция на этот счет вообще не знает ограничений. Разнообразие
позиций плавно переходит в смешанную технику, где стих, проза и драматическое
письмо сосуществуют неравных. Он.- Эта традиция еще плохо нами изучена.
Мы, например, не знаем, возможно ли создание произведений именно в такой
позиции, в которой мы находимся сейчас или в какой-то другой. Она. - Это
можно доказать только экспериментальным путем. То есть возможно ли письмо.
Речь возможна. Мы сейчас записываем на магнитофон наш диалог. Он. -Но
звукозаписи в средние века не было. Писать кисточкой во время движения
довольно трудно. Она. - Значит надо произносить в такт движениям и кто-то
будет записывать. Тем более, что присутствие третьего восточная традиция
приветствует. Он. - Да, конечно. Обратимся теперь к западной традиции.
И увидим, что "Декамерон", например, сделан таким образом, что из новелл
строится большое эпическое полотно, а заодно Бокаччо производит революцию
в рефлектировании половых контактов. Она.- О да, о да. О-о-о-о-о-о-о-о-!
Да! Он.- Да-да-да! Да? Ах, еще нет?! М-мы можем н-найти элементы смешанной
техники также у Сервантеса. Недаром Дон Кихот так интересовал русских
формалистов. Она." Да! Да, особенно Шкловского в конце жизни. Мне кажется,
он был Санчо Пансо, желающий стать Дон Кихотом. Он.- О да! Здесь есть,
есть зерно. Вообще стоит посмотреть на отношения между рыцарем и оруженосцем.
И тогда Дульсинея... Она.- Скорее всего она жертва непроясненных отношений.
Хотя в других условиях она вполне могла стать Моникой. Он. -Но тогда еще
не было термина "смешанная техника". Она.-Но сама техника несомненно была.
Ах! Он.- Ах-х! Но другой и ранний интерес формалистов - Стерн. Она.- Разве
Стерн работал в смешанной технике? Он.- Как посмотреть. Замедления сюжета,
о которых говорили формалисты, достигаются у Стерна разными путями. Например,
он использовал аналог текста /отточия/, введения комментариев, оттягивание
полового контакта из-за ишиаса батюшки. Исключая ишиас, мы в нашем романе
делаем нечто близкое. Она. - О да - да. Вот. Пожалуй, так! Здесь оторвемся
от этого интереснейшего диалога. В самом деле, смештех существовала всегда,
хотя не имела названия /применительно к технике литературной/. Вопрос:
хорошо это или плохо? Может быть два ответа: хорошо, потому что не знаешь
правил, по которым пишешь; плохо - по той же причине. Итак, мы устанавливаем,
что смештех существует. И "Черновик" выступает здесь в роли концептуального
издания. Что это дает? С одной стороны некую фиксированность задачи -
будем смешивать техники. С другой стороны - это само по себе не гарантирует
непременного качества. В любом жанре можно работать плохо. Однако на то
и эксперимент, чтобы писатель не дремал. Например, Золя в свое время издал
"Экспериментальный роман", составленный из его статей, опубликованных
в основном в русской прессе /во Франции его не хотели печатать и он помирал
с голоду/, а В.Каверин издал книгу под названием-"Письменный стол", в
которой проделал фактически то же самое: скомпановал статьи, заметки и
т.д. Но самым большим мастером в смештех был Виктор Шкловский, правда,
свою технику он, в духе тех лет, именовал монтажом. Он много работал в
кино, его идеи воздействовали на режиссеров, а он испытьвал обратное воздействие.
Но совершенно невероятное явление смешанной техники мы находим у Хлебникова.
Это принцип Единой Книги. Она.- Мы должны понять - зачем смештех экзистенциально.
Дает ли смештех возможность проникнуть в запредельное. Он,-Да, это сложный
вопрос. Иногда кажется, что да, иногда - что нет. Применила ли Моника
смештех, чтобы удовлетворить желание партнера, или, чтобы удовлетворить
свое желание? Она,- Для этого нам необходима смештех. Как эмпирика. Помнишь,
как Секста Эмпирика называли Сексом Эмпириком? На самом деле Моника совершила
революционный акт. В пуританском обществе она открывает ротик и совершает
акт благодеяния. Это можно было сделать тайно и потом молчать. Он.- Но
она снова открывает ротик и уже говорит. Она говорит о том, что мужчине
и женщине необходимы отношения, выходящие за рамки так называемой добропорядочности.
Она говорит о том, что искусство любви должно совершенствоваться, что
нужна новая сексуальная революция. Она.- Да, и особенность этого текста
- а именно - жемчужного пятна на голубом платье заключается в том, что
это происходит не на страницах порножурнала, а в Овальном кабинете. То
есть, она находит нужную высокую точку - трибуну. И призывает к смешанной
технике. Он.- Однако оценки этого акта оказались отнюдь не единодушными.
Акт принят противоречиво. Она.- Что вполне естественно, ибо открытый акт
обычно предполагает анонимность. Здесь смешение техники произошло в сферре
бытовой морали и "высокой" политики. Он.-Радует однако, что в целом общество
оказалось способным к пониманию сути проблемы. Понимание пока произошло
в форме прощения. Но это обнадеживает. И кажется миссис X. отнеслась к
этому так же. Она.- Последняя заслуживает похвалы не менее, чем М. Она
поступила подобно мудрому редактору, который не принимает текст, но печатает
его. Я бы поступила также, хотя это очень трудно психологически. Он.-
Мне кажется, что произошел авангардный сдвиг. Пока он еще не очень явен.
Сдвиг в сторону терпимости к иному. Пока хотя бы так. Она.- Ну, как же
не явен? Очень даже. Другое дело. что мы не осознаем этого факта. И он
еще не описан надлежащим образом. Он и Она.- вместе: Да, тут нужна смешанная
техника! 2000 г. P.S. Для полноты смешанности техники тут в тексте могли
бы быть картинки из Кама-Сутры или какие-то иные, но если их не окажется,
тоже не беда. В смешанную технику входит и невидимое письмо, но представимое
или даже совсем непредставимое. Реальность постоянно ускользает. Вспомним
еще раз В.Б.Шкловского, который прослеживал развитие женской эмансипации
от "Декамерона" до "Анны Карениной" и романа Чернышевского "Что делать?'.
Он отстаивал право женщины на собственную позицию в отношениях между полами.
Монтаж не только дробит, но и соединяет. И кто знает не придет ли на смену
смешанной технике размешанная техника...
|