Критика
 
  Литературная жизнь Саратова  
  Клуб любителей  
  Проекты  
  Ссылки  
  Авторы Черновика в Саратове  
  Пишите!!  

 

 

СТИХИ, ПРОЗА, ПРОЗА, СТИХИ И…
Новое Литературное Обозрение, 1999, 35


Статья Ивана Рогова из г-ты "На дне", 1999 год:

В следующем году выйдет в свет юбилейный 14-й номер альманаха "Черновик". Издание отпразднует свое десятилетие. В начале восьмидесятых редактор альманаха, русский поэт и писатель Александр Очеретянский, весьма заметная фигура в культуре андерграунда, эмигрировал в США. Через несколько лет он объявил в переписке о подготовке к изданию первого номера русскоязычного журнала, начать который в Союзе, по известным причинам, было невозможнео. В 1989 году альманах Черновик ?1 был напечатан в Америке и перевезен частью в СССР, частью в Европу. Поначалу издание и распространение альманаха было связано с трудностями преодоления железнеого занавеса. С первого по восьмой номер номер альманах доставлялся в Союз с большим трудом. Передавали, естественно, с "оказиями", кто сколько сможет увезти. Так, по пять-шесть экземпляров, издание оказывалось "дома". После исторических изменений в нашем > царстве-государстве (и начиная с девятого номера "Черновика") макет по-прежнему делается в Нью-Джерси, но распечатывается уже в Москве, что, конечно, упрощает путь альманаха к читателю. Я благодарен Артуру Молеву, одному из создателей "Черновика" за адресованные ему письма Александра Очеретянского, которые он позволил мне протицировать в этой статье. Передаю отрывки в полном соответствии с оригиналом. Из письма Александра Осеретянского: Макет 13-го готов. В этом месяце отправлю его в Москву на предмет печати. Обещано, что в сентябре явится в мир. Думаю над 14-м. Так ли иначе 14-й - итоговый. 10 лет занятия ЧЕрн ("Черновиком" - прим. автора). Необходимо каким-то образом отметить сие событие. Полагаю, Вы обратили внгимание, что в 12-м делаю упор на смеш тех (Смешанную технику - прим. автора). 13-й ---- продоолжение 12-го. И потом, в ближайших, минимум двух-трех номерах предполагается таже стратегия. Что будет потом знать мне не дано. Если у Вас есть какие-то мысли в плане оформления (подачи) материала, дайте знать. Далее, даже в том случае, если оформление останется таким же, как и в предыдущих 12-м и 13-м (за счет визуальной поэзии), есть ли у Вас желание сделдать обложку для 14-го с учетом упора на смеш тех? > Среди множества разнообразных изданий, "Черновик" занимает особое место, своеобразную нишу среди мод, течений и провокаций в современной литературе, хотя говорить об этом издании как только о литературном было бы неверно.После нескольких выпусков из "Литературно-художественного" "Черновик" окончательно стал "литературоно-визуальныим", особенно после того, как в рубриках альманаха укрепился термин "смешанная техника". Президент тамбовской Академии Зауми Сергей Бирюков обозначает это > направление как культура русского авангарда. Развивая традиции, заданные экспериментами Хармса и Туфанова, Хлебникова и Каменского, продолженные подпольной, известной частично, и более в эмиграции, литературой периода застоя, современные визуальные поэты, создают удивительный мир "смешанной техники", игры на тонкой грани между графическим построением и смысловым объемом стиха. Совмещение, открывающее еще одно измерение стиха. В альманахе, как это и явствует из названия, издаются только черновики, и непременное условие первой печати, неукоснительно соблюдаемое редакцией - точное копирование присланных материалов при перенесении в "Черновик". Материалы приходят из разных городов разных стран, перечислением которых я не стану утомлять внимание читателя. Отмечу только, что от этого альманах не превращается в переваренную недосоленную кашу, чем грешат многие другие издания, но сохраняет уверенную стилистику незамкнутого объема с мощной объединяющей сердцевиной. Из письма Александра Очеретянского: Борей, как я понимаю, по-прежнему является центром сосредоточения прогрессивных артсил Питер-града. А что или кто еще? Рад за Вас, есть возможность заниматься тем, чем хочется. Привет Констриктору, все же Вы живете в одном городе. Быть может иногда > пересекаетесь. За десять лет бурной деятельности "Черновика" на страницах альманаха появлялись Анри Волохонский, Алексей Хвостенко, Владимир Эрль, Генрих Сапгир, Сергей Бирюков, Дмитрий Пригов, Ры Никонова и многие другие, не столь активно засвеченные в современном искусстве имена. Свои работы публиковали инженеры альманаха Александр Очеретянский, Артур Молев, Андрей Тат, Борис Констриктор. P.S. Александр Очеретянский до сих пор работает уборщиком. Примечание к статье Александра Очеретянского: Не все так, как оно на самом деле есть. Все же не могу удержаться, чтобы не прокомментировать последнюю фразу. Если бы я и сегодня работал уборщиком без профсоюза, то выпускать мог быв самое большее "Боевой листок".Работая уборщиком с профсоюзом в Нью-Йорке, (где я не живу, а добираться далеко) можно неплохо зарабатывать.Кстати, устроиться, очень трудно, особенно человеку после 50-ти. Так ли иначе рабртаю я на фармацевтической фабрике в 20-ти минутах (на машине) езды от дома, что дает мне возможность раз в году а)выпускать ЧЕрн, б)наведываться в Россию. Понятно, что сие ничего не меняет, и все же.... все же..... все же.... будем считать, что правда восторжествовала.

Сайт управляется системой uCoz