|
СТИХИ,
ПРОЗА, ПРОЗА, СТИХИ И…
Новое Литературное Обозрение, 1999, 35
Статья Ивана Рогова из г-ты "На дне", 1999 год:
В следующем году выйдет в свет юбилейный 14-й номер альманаха "Черновик".
Издание отпразднует свое десятилетие. В начале восьмидесятых редактор
альманаха, русский поэт и писатель Александр Очеретянский, весьма заметная
фигура в культуре андерграунда, эмигрировал в США. Через несколько лет
он объявил в переписке о подготовке к изданию первого номера русскоязычного
журнала, начать который в Союзе, по известным причинам, было невозможнео.
В 1989 году альманах Черновик ?1 был напечатан в Америке и перевезен частью
в СССР, частью в Европу. Поначалу издание и распространение альманаха
было связано с трудностями преодоления железнеого занавеса. С первого
по восьмой номер номер альманах доставлялся в Союз с большим трудом. Передавали,
естественно, с "оказиями", кто сколько сможет увезти. Так, по пять-шесть
экземпляров, издание оказывалось "дома". После исторических изменений
в нашем > царстве-государстве (и начиная с девятого номера "Черновика")
макет по-прежнему делается в Нью-Джерси, но распечатывается уже в Москве,
что, конечно, упрощает путь альманаха к читателю. Я благодарен Артуру
Молеву, одному из создателей "Черновика" за адресованные ему письма Александра
Очеретянского, которые он позволил мне протицировать в этой статье. Передаю
отрывки в полном соответствии с оригиналом. Из письма Александра Осеретянского:
Макет 13-го готов. В этом месяце отправлю его в Москву на предмет печати.
Обещано, что в сентябре явится в мир. Думаю над 14-м. Так ли иначе 14-й
- итоговый. 10 лет занятия ЧЕрн ("Черновиком" - прим. автора). Необходимо
каким-то образом отметить сие событие. Полагаю, Вы обратили внгимание,
что в 12-м делаю упор на смеш тех (Смешанную технику - прим. автора).
13-й ---- продоолжение 12-го. И потом, в ближайших, минимум двух-трех
номерах предполагается таже стратегия. Что будет потом знать мне не дано.
Если у Вас есть какие-то мысли в плане оформления (подачи) материала,
дайте знать. Далее, даже в том случае, если оформление останется таким
же, как и в предыдущих 12-м и 13-м (за счет визуальной поэзии), есть ли
у Вас желание сделдать обложку для 14-го с учетом упора на смеш тех? >
Среди множества разнообразных изданий, "Черновик" занимает особое место,
своеобразную нишу среди мод, течений и провокаций в современной литературе,
хотя говорить об этом издании как только о литературном было бы неверно.После
нескольких выпусков из "Литературно-художественного" "Черновик" окончательно
стал "литературоно-визуальныим", особенно после того, как в рубриках альманаха
укрепился термин "смешанная техника". Президент тамбовской Академии Зауми
Сергей Бирюков обозначает это > направление как культура русского авангарда.
Развивая традиции, заданные экспериментами Хармса и Туфанова, Хлебникова
и Каменского, продолженные подпольной, известной частично, и более в эмиграции,
литературой периода застоя, современные визуальные поэты, создают удивительный
мир "смешанной техники", игры на тонкой грани между графическим построением
и смысловым объемом стиха. Совмещение, открывающее еще одно измерение
стиха. В альманахе, как это и явствует из названия, издаются только черновики,
и непременное условие первой печати, неукоснительно соблюдаемое редакцией
- точное копирование присланных материалов при перенесении в "Черновик".
Материалы приходят из разных городов разных стран, перечислением которых
я не стану утомлять внимание читателя. Отмечу только, что от этого альманах
не превращается в переваренную недосоленную кашу, чем грешат многие другие
издания, но сохраняет уверенную стилистику незамкнутого объема с мощной
объединяющей сердцевиной. Из письма Александра Очеретянского: Борей, как
я понимаю, по-прежнему является центром сосредоточения прогрессивных артсил
Питер-града. А что или кто еще? Рад за Вас, есть возможность заниматься
тем, чем хочется. Привет Констриктору, все же Вы живете в одном городе.
Быть может иногда > пересекаетесь. За десять лет бурной деятельности "Черновика"
на страницах альманаха появлялись Анри Волохонский, Алексей Хвостенко,
Владимир Эрль, Генрих Сапгир, Сергей Бирюков, Дмитрий Пригов, Ры Никонова
и многие другие, не столь активно засвеченные в современном искусстве
имена. Свои работы публиковали инженеры альманаха Александр Очеретянский,
Артур Молев, Андрей Тат, Борис Констриктор. P.S. Александр Очеретянский
до сих пор работает уборщиком. Примечание к статье Александра Очеретянского:
Не все так, как оно на самом деле есть. Все же не могу удержаться, чтобы
не прокомментировать последнюю фразу. Если бы я и сегодня работал уборщиком
без профсоюза, то выпускать мог быв самое большее "Боевой листок".Работая
уборщиком с профсоюзом в Нью-Йорке, (где я не живу, а добираться далеко)
можно неплохо зарабатывать.Кстати, устроиться, очень трудно, особенно
человеку после 50-ти. Так ли иначе рабртаю я на фармацевтической фабрике
в 20-ти минутах (на машине) езды от дома, что дает мне возможность раз
в году а)выпускать ЧЕрн, б)наведываться в Россию. Понятно, что сие ничего
не меняет, и все же.... все же..... все же.... будем считать, что правда
восторжествовала.
|