Архив/Черновик №15 /Сергей Бирюков/"МОНИКА. ИЛИ О СМЕШАННОЙ ТЕХНИКЕ".
 
  Анонс №16  
  Критика  
  Литературная жизнь Саратова  
  Клуб любителей  
  Проекты  
  Ссылки  
  Пишите!!    

 

МОНИКА. ИЛИ О СМЕШАННОЙ ТЕХНИКЕ



На первый взгляд - ничего нового. Однако известный прием, примененный в особых условиях, становится новым. Перелом ситуации. Высокопоставленный чиновник становится на мгновение поэтом. Техника орального контакта из рутинного способа превращается в авангардный. Так одинокая рифма в безрифменном стихотворении взрывает плавнотекущую поверхность, создает напряжение. Происходит выброс энергии. Здесь! в этот момент! необходимо красивое голубое платье. И оно есть! Роскошное пятно расплывается. Ткань не сразу впитывает сугестивную сублимацию. Капли матовеют жемчужинами. Потому что лишь какой-то процент женщин любит глотать теплое молоко с медом. И Моника не из их числа. Она предпочитает смешанную технику. О "близости центров речи и полового чувства", как об установленном физиологами факте Иннокентий Анненский писал еще в 1909 году. П.А. Флоренский в работе 1920 года "Магичность слова" подчеркивал: 'Таким образом, слово мы сопоставляем с семенем, словесность с полом, говорение с мужским половым началом, а слушание - с женским, действие на личность с процессом оплодотворения" и далее: "...Мочеполовой системе органов и функций полюса нижнего в точности соответствует дыхательно-голосовая система органов и функций полюса верхнего". В нашем случае мы видим буквальное соединение верхнего и нижнего полюсов, семя буквально становится словом - оно говорит. Но "нам не дано предугадать, чем слово наше отзовется". Оставшись на ткани платья, семя заговорило. И после этого - следующие строки Тютчева: "Но нам сочувствие дается, как нам дается благодать". Сочувствие разворачивает сюжет в положительную сторону... Она. -Итак, новое - это хорошо забытое старое и актуализированное? Он. - Да, именно это мы хотим сказать, когда переходим к позе cancer'ом из позы лотоса. Она. - Восточная традиция на этот счет вообще не знает ограничений. Разнообразие позиций плавно переходит в смешанную технику, где стих, проза и драматическое письмо сосуществуют неравных. Он.- Эта традиция еще плохо нами изучена. Мы, например, не знаем, возможно ли создание произведений именно в такой позиции, в которой мы находимся сейчас или в какой-то другой. Она. - Это можно доказать только экспериментальным путем. То есть возможно ли письмо. Речь возможна. Мы сейчас записываем на магнитофон наш диалог. Он. -Но звукозаписи в средние века не было. Писать кисточкой во время движения довольно трудно. Она. - Значит надо произносить в такт движениям и кто-то будет записывать. Тем более, что присутствие третьего восточная традиция приветствует. Он. - Да, конечно. Обратимся теперь к западной традиции. И увидим, что "Декамерон", например, сделан таким образом, что из новелл строится большое эпическое полотно, а заодно Бокаччо производит революцию в рефлектировании половых контактов. Она.- О да, о да. О-о-о-о-о-о-о-о-! Да! Он.- Да-да-да! Да? Ах, еще нет?! М-мы можем н-найти элементы смешанной техники также у Сервантеса. Недаром Дон Кихот так интересовал русских формалистов. Она." Да! Да, особенно Шкловского в конце жизни. Мне кажется, он был Санчо Пансо, желающий стать Дон Кихотом. Он.- О да! Здесь есть, есть зерно. Вообще стоит посмотреть на отношения между рыцарем и оруженосцем. И тогда Дульсинея... Она.- Скорее всего она жертва непроясненных отношений. Хотя в других условиях она вполне могла стать Моникой. Он. -Но тогда еще не было термина "смешанная техника". Она.-Но сама техника несомненно была. Ах! Он.- Ах-х! Но другой и ранний интерес формалистов - Стерн. Она.- Разве Стерн работал в смешанной технике? Он.- Как посмотреть. Замедления сюжета, о которых говорили формалисты, достигаются у Стерна разными путями. Например, он использовал аналог текста /отточия/, введения комментариев, оттягивание полового контакта из-за ишиаса батюшки. Исключая ишиас, мы в нашем романе делаем нечто близкое. Она. - О да - да. Вот. Пожалуй, так! Здесь оторвемся от этого интереснейшего диалога. В самом деле, смештех существовала всегда, хотя не имела названия /применительно к технике литературной/. Вопрос: хорошо это или плохо? Может быть два ответа: хорошо, потому что не знаешь правил, по которым пишешь; плохо - по той же причине. Итак, мы устанавливаем, что смештех существует. И "Черновик" выступает здесь в роли концептуального издания. Что это дает? С одной стороны некую фиксированность задачи - будем смешивать техники. С другой стороны - это само по себе не гарантирует непременного качества. В любом жанре можно работать плохо. Однако на то и эксперимент, чтобы писатель не дремал. Например, Золя в свое время издал "Экспериментальный роман", составленный из его статей, опубликованных в основном в русской прессе /во Франции его не хотели печатать и он помирал с голоду/, а В.Каверин издал книгу под названием-"Письменный стол", в которой проделал фактически то же самое: скомпановал статьи, заметки и т.д. Но самым большим мастером в смештех был Виктор Шкловский, правда, свою технику он, в духе тех лет, именовал монтажом. Он много работал в кино, его идеи воздействовали на режиссеров, а он испытьвал обратное воздействие. Но совершенно невероятное явление смешанной техники мы находим у Хлебникова. Это принцип Единой Книги. Она.- Мы должны понять - зачем смештех экзистенциально. Дает ли смештех возможность проникнуть в запредельное. Он,-Да, это сложный вопрос. Иногда кажется, что да, иногда - что нет. Применила ли Моника смештех, чтобы удовлетворить желание партнера, или, чтобы удовлетворить свое желание? Она,- Для этого нам необходима смештех. Как эмпирика. Помнишь, как Секста Эмпирика называли Сексом Эмпириком? На самом деле Моника совершила революционный акт. В пуританском обществе она открывает ротик и совершает акт благодеяния. Это можно было сделать тайно и потом молчать. Он.- Но она снова открывает ротик и уже говорит. Она говорит о том, что мужчине и женщине необходимы отношения, выходящие за рамки так называемой добропорядочности. Она говорит о том, что искусство любви должно совершенствоваться, что нужна новая сексуальная революция. Она.- Да, и особенность этого текста - а именно - жемчужного пятна на голубом платье заключается в том, что это происходит не на страницах порножурнала, а в Овальном кабинете. То есть, она находит нужную высокую точку - трибуну. И призывает к смешанной технике. Он.- Однако оценки этого акта оказались отнюдь не единодушными. Акт принят противоречиво. Она.- Что вполне естественно, ибо открытый акт обычно предполагает анонимность. Здесь смешение техники произошло в сферре бытовой морали и "высокой" политики. Он.-Радует однако, что в целом общество оказалось способным к пониманию сути проблемы. Понимание пока произошло в форме прощения. Но это обнадеживает. И кажется миссис X. отнеслась к этому так же. Она.- Последняя заслуживает похвалы не менее, чем М. Она поступила подобно мудрому редактору, который не принимает текст, но печатает его. Я бы поступила также, хотя это очень трудно психологически. Он.- Мне кажется, что произошел авангардный сдвиг. Пока он еще не очень явен. Сдвиг в сторону терпимости к иному. Пока хотя бы так. Она.- Ну, как же не явен? Очень даже. Другое дело. что мы не осознаем этого факта. И он еще не описан надлежащим образом. Он и Она.- вместе: Да, тут нужна смешанная техника! 2000 г. P.S. Для полноты смешанности техники тут в тексте могли бы быть картинки из Кама-Сутры или какие-то иные, но если их не окажется, тоже не беда. В смешанную технику входит и невидимое письмо, но представимое или даже совсем непредставимое. Реальность постоянно ускользает. Вспомним еще раз В.Б.Шкловского, который прослеживал развитие женской эмансипации от "Декамерона" до "Анны Карениной" и романа Чернышевского "Что делать?'. Он отстаивал право женщины на собственную позицию в отношениях между полами. Монтаж не только дробит, но и соединяет. И кто знает не придет ли на смену смешанной технике размешанная техника...

Сайт управляется системой uCoz